Даем пошаговые решения для предотвращения убытков от контрафактной продукции на рынке и сохранения репутации компании.
Предисловие
В условиях кризиса защита бренда становится особенно актуальной задачей. Его доля на рынке увеличивается. Контрафактные товары не только ущемляют авторские права, но и наносят значительный ущерб бизнесу, поскольку покупатели могут ошибочно принять их за оригинальные продукты.
Негативное влияние контрафакта:
- Потеря уровня продаж и маржинальной выручки. Это происходит из-за широкой доступности «серого» импорта и «теневого» внутреннего производства. Рядовой потребитель не может отличить настоящее от имитации, он может и не подозревать о таком подвохе.
- Потеря доверия к бренду. Подделки оригинальной продукции компании подрывают доверие ее потребителей. Люди покупают контрафакт, разочаровываются в качестве и уходят к конкурентам.
Возникает вопрос: «Как защитить бренд от мошенников?» В данной статье мы рассмотрим три шага, которые помогут защитить свой бренд от контрафакта и не дарить деньги мошенникам в кризис. Делимся пошаговым алгоритмом.
Шаг 1. Зарегистрируйте товарный знак
Первый и наиболее важный шаг в защите бренда от контрафакта – это регистрация товарного знака.
Товарный знак – это уникальный брендовый знак, который идентифицирует товары или услуги, предлагаемые на рынке.
Регистрация такого товарного знака позволяет правообладателю защитить свои права на использование знака, предотвратить его незаконное использование другими компаниями или значительно затруднить это использование.
Для регистрации товарного знака необходимо обратиться в Федеральную службу по интеллектуальной собственности «Роспатент». Срок действия регистрации – 10 лет, после этого нужно подать заявление о продлении. При регистрации необходимо указать классы товаров и услуг, для которых будет использоваться знак. Важно выбрать правильные классы, чтобы защита была максимально эффективной.
Сделайте бренд неприступной крепостью! Юристам придется хорошо поработать.
- Золотое правило. Без надежной правовой защиты любой бренд принадлежит всем, кто хочет на нем заработать. К сожалению, это так. Чтобы компания могла защитить себя, бренд должен быть официально зарегистрирован. Иначе возместить убытки от подделок и привлечь к ответственности мошенников гораздо сложнее.
- Как действовать. Подойдите к вопросу комплексно и зарегистрируйте все, что выделяет ваш товар и помогает продажам: логотип, слоган, дизайн и т.д. Например, Mustang зарегистрировал обонятельный товарный знак на запах кожаной обивки сидений для автомобилей, а пятновыводитель Vanish – розовый цвет.
После регистрации товарного знака его использование становится эксклюзивным правом правообладателя. Любое использование знака без разрешения правообладателя является нарушением авторских прав и может быть пресечено судебным порядком.
Если вы занимаетесь импортом или экспортом, внесите товарный знак в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности «ТРОИС». Это поможет обратить внимание таможенников на продукцию с вашим брендом и повысит шансы на обнаружение контрафакта при пересечении границы. Продлевать регистрацию в реестре нужно каждые два года.
Держите эту информацию на контроле! Проведите аудит своих брендов: какие товарные знаки зарегистрированы и в каких реестрах, какие еще необходимо зарегистрировать, когда заканчиваются сроки действия регистраций.
Описанные действия – это программа минимум для защиты своего бизнеса от контрафакта.
Шаг 2. Контролируйте рынок
Контроль за рынком – это второй важный шаг в защите бренда от контрафакта. Контроль за рынком означает, что компания должна следить за тем, как ее товары или услуги представлены на рынке и бороться с незаконным использованием своего бренда.
Для контроля за рынком компания может использовать различные методы. Например, можно нанять специалистов, которые будут следить за тем, как используется товарный знак на рынке. Также можно использовать программное обеспечение для мониторинга интернет-магазинов и социальных сетей.
Если компания обнаруживает незаконное использование своего бренда, она должна немедленно принимать меры. Например, можно направить письмо правообладателя с требованием прекратить использование товарного знака. Если это не помогает, можно обратиться в суд.
Защитите каждую единицу товара – так будет проще обнаружить контрафакт. Еще это ваша репутация на рынке.
Как узнать, что вашу продукцию подделывают? И что делать, когда узнали об этом?
- Упали продажи. Если глобально на рынке и в компании ничего не изменилось, а продажи снизились, это тревожный звонок. Причины могут быть различными, увеличение доли контрафакта – одна из наиболее вероятных. Конечно, во время кризиса падение продаж – обычное дело, но все же не стоит забывать об этом пункте.
- Мониторьте рынок сбыта, изучайте цены. Это важная работа, которую нужно выполнять регулярно. Проводите мониторинг оптовых баз, крупных рынков, интернет-магазинов: продается ли там ваша продукция и по каким ценам. Аномально низкая цена – главный признак того, что продукция контрафактная.
- Убедитесь, что нашли контрафакт. Проведите контрольную закупку продукции, направьте ее на экспертизу. Собранная информация понадобится для обращения в суд и в правоохранительные органы.
В эпоху интернета борьба с контрафактом стала сложнее. Интернет-магазины часто используют доставку на аутсорсе. Это делает сложным процесс поиска мест, где находятся сам магазин и склад с контрафактом. Без этой информации добиться какого-то результата не получится. Мы готовы помочь с поиском: у нас есть лицензия на частную детективную деятельность и опытные специалисты в штате. Также поможем выявить цепочку поставки контрафакта в офлайн-точки.
Ловить производителя контрафакта или продавцов? Это две стороны одной медали:
- Прекратить производство поддельной продукции означает закрыть целый канал поставок. Но это сложная масштабная работа – результата ждать придется дольше.
- Точечная работа с продавцами не решает проблему разом, зато посылает сигнал производителю и «дилерам» контрафакта – к бренду повышенное внимание, риски выросли. Спрос на такой контрафакт будет падать.
Наш подход: имеет смысл делать и то, и другое одновременно.
Короткого пути к результату, к сожалению, нет. Вариант один – системная регулярная работа. Мониторить рынок сбыта, проводить контрольные закупки и экспертизы, изымать партии контрафакта со складов и из сетей, направлять претензии интернет-магазинам и добиваться их закрытия, обращаться в суды и в правоохранительные органы. Только так вы сможете защитить бренд.
Держите эту информацию на контроле! Проведите экспресс-мониторинг рынка сбыта: посмотрите, в каких интернет-магазинах ваш товар дешевле всего. Почитайте отзывы об этих магазинах. Если покупатели жалуются на качество – это контрафакт с вероятностью 99%. Вряд ли это единичный случай торговли нелегальным товаром, готовьтесь к полноценному исследованию рынка сбыта.
Описанные действия заметно повысят уровень защиты авторитета вашей компании.
Шаг 3. Улучшайте брендинг и обучайте покупателей
Третий шаг в защите бренда от контрафакта – это обучение покупателей. Многие покупатели не знают, как отличить оригинальный товар от контрафакта. Поэтому компания должна проводить информационную работу, чтобы покупатели знали, какие сегодня признаки указывают на то, что товар является оригинальным.
Для этого компания может использовать различные методы. Например, можно проводить обучающие мероприятия для покупателей или размещать информацию на сайте компании. Также можно использовать упаковку товара или этикетки с указанием признаков оригинальности.
Вот что еще можно сделать для защиты бренда от контрафакта и рассказать об этих нюансах покупателям:
- Регулярно меняйте дизайн упаковки. Так обнаружить контрафакт легче. Необязательно менять дизайн радикально, достаточно косметических изменений, которые легко заметить. Puma и Adidas меняют упаковку в среднем раз в два года. Конечно, это дополнительные расходы. Но ваши потери от контрафакта наверняка больше.
- Используйте внешние признаки подлинности. Наносите на товары охранные стикеры и этикетки, защитные голограммы. Это не только помогает быстрее находить контрафакт, еще это сигнал покупателям: «Мы гарантируем качество товара и заботимся о вас». Чем дороже продукт, тем требовательнее потребители. И тем важнее использовать средства защиты.
- Присоединитесь к системе маркировки «Честный знак». Пока участие в ней обязательно для представителей лишь нескольких отраслей. Но добровольное присоединение к системе улучшит деловую репутацию фирмы и повысит доверие покупателей к бренду. Для этого анонсируйте участие в системе среди клиентов.
Еще один плюс маркировки – цифровая инфраструктура для моментального определения подлинности товара уже создана, по этому поводу никаких затрат от вас не потребуется. Узнать, оригинальный товар или нет, любой человек может с помощью приложения на смартфоне буквально за несколько секунд. Поощряйте своего покупателя за нахождение поделок.
Держите эту информацию на контроле! Если давно не меняли дизайн продукции, сделайте это сейчас. И проработайте вопрос с присоединением к «Честному знаку». Рано или поздно все равно придется это делать, а кризис и гарантированный рост контрафакта – подходящее время для усиления контроля.
Этот комплекс мер дополнительно укрепит рубежи обороны перед хаосом наплыва контрафакта на рынок. Ваш покупатель должен быть как ваш солдат на страже порядка вашей торговли.
Заключение
Защита бренда от контрафакта – это важная задача для любой компании, особенно в условиях кризиса. Регистрация товарного знака, контроль за рынком, улучшение брендинга и обучение покупателей – это три важных шага, которые помогут защитить бренд от контрафакта и не дарить деньги мошенникам. Компании, которые следуют этим рекомендациям, могут быть уверены в том, что их бренд будет защищен и продукты будут продаваться только в оригинальном виде.
Продажи контрафакта – это деньги, которые у вас украли. Не миритесь с этим!
Борьба с мошенниками требует ресурсов. Но это не расходы, а инвестиции. Когда снижается доля нелегального товара на рынке, то больше будут покупать вашу продукцию – вы получаете рост продаж.
Когда клиенты реже сталкиваются с некачественными товарами – это укрепление репутации вашего бренда. Кризис кончится, и во время роста бизнес будет конкурировать на рынке, не заваленном контрафактом.
–
В качестве варианта помощи в борьбе с контрафактом предлагаем вам рассмотреть нашу организацию. Мы работаем по всей России и даже можем собирать информацию в иностранных государствах.
Мы готовы взять эту работу на себя целиком или помогать в конкретных ситуациях, когда бизнесу не хватает внутренних ресурсов:
- Проведем мониторинг рынка сбыта;
- Выявим точки распространения контрафакта;
- Установим всю цепочку: от производителя до продавцов, даже если производство за границей;
- Наладим конструктивное взаимодействие с правоохранительными органами и доведем дело до суда.
Получите бесплатную консультацию у наших сотрудников компании «parshikoff-detect» или узнайте больше о нас. Мы находчивы и знаем свое дело!