Рассказываем о подводных камнях борьбы с поддельными товарами на рынке, чтоб правообладатель знал где еще может рисковать.
Предисловие
Контрафакт вредит белым производителям, которые теряют прибыль из-за низких цен на поддельные товары. Это приводит к уменьшению объемов производства и потере рабочих мест. Кроме того, контрафакт негативно влияет на качество товаров и услуг, что может привести к ущербу здоровью и жизни людей.
Контрафакт также вредит государству. По данным Российской таможенной службы, в 2019 году было изъято контрафактных товаров на сумму более 28 миллиардов рублей. Это означает, что государство не получило налоговых поступлений от продажи этих товаров. Кроме того, контрафактные товары часто производятся без соблюдения стандартов качества и безопасности, что может привести к увеличению расходов на медицину и социальную защиту.
Контрафакт – это производство и продажа поддельных товаров, которые имитируют оригинальные изделия.
В России проблема контрафакта является одной из самых актуальных и серьезных. Несмотря на то, что подделки нередко наносят вред конечному потребителю, такой продукции меньше не становится и ее объем растет. Контрафактные товары встречаются повсеместно – на рынках, в обычных магазинах и в интернете.
Возникает логичные вопросы – «Почему и кому выгоден контрафакт? Кто получает выгоду от продажи контрафакта? И как связана эта проблема с коррупцией?»
Коррупция – это злоупотребление должностным положением для получения личной выгоды.
Далее поговорим о связи между контрафактом и коррупцией. В контексте контрафакта, коррупция может проявляться в нескольких формах.
Теневое производство и серые схемы ввоза подделок
В первую очередь, контрафакт выгоден производителям и распространителям поддельных товаров. Они экономят на производстве, используя дешевые материалы и технологии, и получают прибыль, продавая товары по цене, сопоставимой с оригиналом. Кроме того, контрафактные товары не подлежат налогообложению, что также увеличивает прибыль производителей.
А чтоб защитить свой бизнес, его руководство вступает в сговор с недобросовестными правоохранительными органами и даже недобросовестными сотрудниками оригинальных правообладателей.
Коррупция может приводить к тому, что контрафактные товары получают сертификаты качества и другие документы несмотря на то, что они не соответствуют стандартам. Это может быть связано с взяточничеством в органах сертификации или с подделкой документов. В этом случае, потребители могут быть обмануты и купить опасный или некачественный товар.
Контрабанда контрафактных товаров часто связана с коррупционными схемами. Нелегальный импорт контрафакта может быть организован с помощью взяток таможенникам и другим должностным лицам. Кроме того, контрафактные товары могут проходить через территории, контролируемые преступными группировками, которые также могут быть связаны с коррупцией.
Где тонко и скорее всего порвется
Правообладатель не хочет спада своих продаж оригинальной продукции от контрафакта на общем рынке. К тому же подделки подрывают авторитет бренда и уменьшают лояльность покупателей к оригиналам. Ежегодно правообладатель тратит значительные финансовые средства на содержание компании и её представительств, в том числе и в России.
Огромные бюджеты заложены на совершенствование механизмов защиты от подделок (разработка этикеток, голограмм и прочее), а также на выявление и борьбу с контрафактной продукцией, для чего и приходится привлекать сторонние компании. Вот тут и возникает первая проблема, а заключается она в том, что нанятые организации злоупотребляют доверием правообладателя.
Так, к примеру, на рынке существует ряд компаний, которые предоставляют услуги по защите прав интеллектуальной собственности и намерено искажают информацию для правообладателя о реальном состоянии дел на территории России. Неблагонадёжные представители завышают или занижают процентные показатели наличия подделок на рынке.
Вы спросите – «А в чем же выгода подделывать данные?»:
- В одном случае это для подписания долгосрочного и дорогого контракта на предоставление услуг;
- В другом это для улучшения статистических показателей своей деятельности.
Далее расскажем о стандартных схемах того, как вводят правообладателя в заблуждение.
Тайная борьба против борющегося с контрафактом
Коррупция может приводить к тому, что контрафактные товары не будут изъяты или уничтожены. Например, должностные лица могут получать взятки от производителей контрафакта за защиту их интересов. В этом случае, контрафакт продолжает продаваться на рынке, несмотря на угрозу здоровью и жизни людей.
Как чаще ловят правообладателя:
1. На стремлении получить анализ рынка по обилию отраслевого контрафакта. Как правило, правообладатель хочет анализ своей ниши рынка, то есть узнать реальную ситуацию на спрос и предложения на рынке. В таком случае недобросовестный представитель завышает количество контрафактного товара, который он обнаружил в ходе мониторинга в 10, а то и в 100 раз.
2. На выявлении и мониторинге мест сбыта контрафакта. Если выявленных точек сбыта контрафактной продукции недостаточно для обоснования подписания договора, или для работы по действующему договору, то недобросовестный исполнитель делает искусственное завышение показателей. К примеру, на рынке выявлено 2-а торговых помещения которые продают подделку, а в отчете это количество превращается в 20 торговых помещений.
3. На статистика изъятого контрафакта госслужбами. Так же для правообладателя зачастую завышаются показатели о количестве изъятой продукции. Например, сотрудники правоохранительных органов изъяли 500 единиц контрафактной обуви. А в информация для правообладателя делаются искажения, с целью поднятия уровня отчетной эффективности на 2-3 тысяч единиц.
У всякого деяния есть свои последствия, у приписок они свои. Ниже узнаем об этом подробнее.
Последствия приписок в отчетах
Из случаев так называемых «приписок» вытекает следующая проблема – это надобность проведения экспертиз изъятого контрафакта. Каждую изъятую партию необходимо идентифицировать и дать заключение о ее контрафактности.
Здесь появляется сговор эксперта с представителем правообладателя. Он не в вопросе «контрафакт, или нет», тут все чисто, а в стоимости проводимых экспертиз. Чтобы было понятно, имеется договор на проведение экспертиз, или же в штате представителя правообладателя работает сертифицированный эксперт, нужно легализовать «приписку». Допустим, по факту изъято 500 единиц, а значится 2-3 тысячи.
Тогда делается два экспертных заключения:
- Одно правильное заключение делается для правоохранительных органов. В нем указано реальное количество в 500 изъятых единиц подделки. И здесь всё чисто и законно. Товар же поддельный, и правоохранители дальше принимают решение по делу.
- А вот второе подтасованное заключение делается для правообладателя. Здесь указано, что изъята партия в количестве 2-3 тысяч единиц и она вся поддельная.
Вы спросите – «И в чем тут корень зла? Ну приписали и что? По факту изъяли меньше контрафакт, но его же выявили!».
Всё гениальное – просто. Обычно, при заключении договора о проведении экспертизы, фиксируется сумма за исследование определённого количества изъятой контрафактной продукции. Допустим, экспертиза от 1 до 100 пар обуви стоит 10 000 руб. А исследование каждой последующей изъятой единицы контрафакта стоит фиксированная цена, допустим, 100 рублей за одну пару.
Считаем стоимость экспертизы для правообладателя:
- По реально проведенному изъятию: 10 000 фикс + 400*100 = это будет 50 000 рублей. Это бюджетный ценник.
- По воображаемому изъятию от приписок: 10 000 фикс + 1 900*100= это уже 200 000 рублей. Этот ценник уже кусается.
Итого мы имеем магию мошеннических махинаций на + 150 000 рублей. А это может быть ощутимыми расходами для компании, которая могла бы эти деньги потратить с большей пользой.
Фокусы с уничтожением контрафакта
Очередной обман правообладателя возникает в момент уничтожения контрафактной продукции. Он также основан на фокусе подмены данных. Тут происходит сговор между компанией уничтожающий товар и представителем правообладателя, где компания по уничтожению продукции выдает акт об уничтожении с нужными цифрами.
Вся эта схема используется недобросовестными поставщиками услуг по защите прав интеллектуальной собственности. Зачастую правообладатель о данной ситуации даже не догадывается. Хотя встречается и коррупционная составляющая, когда менеджеры, кураторы направлений в европейских компаниях, знают о приписках и о ситуации в целом, однако также преследуют личную финансовую выгоду.
Также в практике присутствует и совсем вопиющая коррупционная схема. Здесь, к сожалению, участвуют и сотрудники правоохранительных органов.
Так, ранее изъятый из обращения товар, по решению суда должен подлежать уничтожению. По документам так и происходит, но изъятая продукция, вместо уничтожения, поступает повторно в оборот. Происходит то через сеть подконтрольных правоохранительным органам небольших магазинов и павильонов на рынках, откуда в последствии товар реализуется.
Данная схема используется как в связке с правоохранительными органами, так и только представителями правообладателя.
Интересный факт, был несколько лет назад, когда одна и та же продукция из оборота изымалась дважды. То есть товар, поступивший повторно в продажу, через некоторое время был снова изъят правоохранительными органами и отправлен для проведения экспертизы. Тут тоже есть дополнительная выгода. Таким образом повышается статистика раскрытия преступлений со стороны правоохранительных органов и выявляются новые пути незаконного обогащения для представителей правообладателей. Все в шоколаде, кроме владельцев бизнеса, пострадавших потребителей, честных налогоплательщиков и правового государства.
Послесловие
Контрафакт в России является серьезной проблемой, которая вредит производителям, потребителям и государству. Контрафакт также связан с коррупцией, которая может проявляться в различных формах. Для борьбы с контрафактом и коррупцией необходимо улучшение законодательства, укрепление контроля и наказание за нарушения. Только так можно защитить права и интересы граждан и бизнеса в России.
Подытожим, кому же выгодны коррупционные схемы с контрафактом?
- Производителям и распространителям поддельных товаров.
- Конечному потребителю, который хочет сэкономить на имитации престижной брендовой вещи. Такой человек своим спросом и рублем поддерживает множество преступных схем в стране.
- Нечистоплотным представителям правообладателей, которые создают видимость борьбы с контрафактом и взращивают благотворную почву для его распространения.
- Недобросовестным сотрудникам правоохранительных органов, которые используя служебное положение. Они крышуют компании создающим или распространяющим контрафактную продукцию.
- Определенные преференции получают менеджеры среднего звена в компаниях самих правообладателей, которые курируют направление бизнеса по защите прав интеллектуальной собственности.
Все эти товарищи, так или иначе, вовлечены в общую преступную коррупционную схему.
–
В качестве действительно честного варианта помощи в борьбе с контрафактом предлагаем вам рассмотреть нашу организацию. Мы работаем по всей России и даже можем собирать информацию в иностранных государствах.
Мы готовы взять эту работу на себя целиком или помогать в конкретных ситуациях, когда бизнесу не хватает внутренних ресурсов:
- Проведем честный мониторинг рынка сбыта;
- Выявим точки распространения контрафакта и как есть укажем все в отчете;
- Установим всю цепочку: от производителя до продавцов, даже если производство за границей и ничего не скроем;
- Наладим конструктивное взаимодействие с правоохранительными органами и доведем дело до суда, без всякой коррупции.
Получите бесплатную консультацию у наших сотрудников компании «parshikoff-detect» или узнайте больше о нас. Мы находчивы и знаем свое дело!